ЧЕ 2012. Украина - Англия. Донецк, 22 июня.

Дата : 27.06.2012
Автор : Евгений Брыж
ЧЕ 2012. Украина - Англия. Донецк, 22 июня.
Билеты
 
Перед началом Евро заказал себе билет на матч. Сайт УЕФА создал удобную форму для заказа, вся процедура заняла несколько минут. После оплаты необходимо распечатать документ, подтверждающий заказ, а уже возле стадиона спокойно и без очереди в любое время обменять его на собственно пропуск. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с такой формой взаимодействия с посетителями стадионов не знаком ни один из отечественных клубов. 
Кроме того, билеты можно было купить с рук, у спекулянтов возле стадионов, у турагентств и еще бог знает у кого – проблем с этим не было вообще, несмотря на наплыв желающих посетить игры.

Транспорт
 
После покупки билета логично было побеспокоиться о транспорте. Когда Евро-2012 только начался, мест в поездах в принимающие города из Полтавы уже почему-то не было – в том числе и в разрекламированных Хюндаях, если верить сайту Укрзализныци. И если жителям больших городов легче организовать себе поездку, то для Полтавы это было настоящей проблемой. О такой же проблеме писал Виталий Сыч в своей колонке на Корреспонденте: мол, до Сингапура добраться легче и дешевле, чем до Донецка. А в комментариях ему возражали: раньше нужно было беспокоиться о билетах! Я склоняюсь к тому, что общественный транспорт на то и общественный (а не заказной), что на него всегда можно сесть и доехать, куда надо, в любое время. Это вопрос удобства для пассажиров, а не вопрос привычки или заблаговременного заказа.
 
Кроме того, отмена многих поездов и совершенно невнятное расписание заставляли задуматься об адекватности действий Укрзализныци и в условиях Евро, и в условиях возрастающего пассажиропотока в последние годы. Еще один пример того, что железнодорожники частенько не справлялись с задачами – ответ на мой запрос через сайт организации. Вечером 15 июня я написал письмо в адрес контакт-центра УЗ с вопросом, будут ли назначены другие поезда в Донецк и из Донецка на 19 июня, в день игры с Англией. Ответ мне пришел 19 июня в 19:08 – за три часа до игры – с сообщением о том, что дополнительный поезд назначен из Киева с выездом 18 (!!!) июня в 22:11, а из Донецка назад он выедет в 03:23 20 июня. То есть ответ по Интернету мне шел ровно четверо суток, а когда пришел – то «поезд уже ушел» в прямом смысле и необходимость вообще отсылать этот ответ отпала. Плюс, ко всему прочему, этот поезд через Полтаву не идет. Думаю, это хорошая иллюстрация работы чиновников украинских железных дорог.

Логистика
 
Ранее, в середине 2000-х годов, мне часто доводилось ездить в Донецк по работе и личным делам. Добраться тогда до него было несложно – либо прямыми поездами и автобусами (которых, по моему мнению, теперь стало ощутимо меньше), либо через Харьков или Днепропетровск. Еще одним доказательством того, что транспортная проблема во время Евро в Украине осталась нерешенной, является тот факт, что и из Полтавы, и из Харькова, и из Днепропетровска, и из Киева организовывались дополнительные маршрутки и автобусы специально на матчи Евро. Таким образом, повышенный спрос нашел свое предложение помимо регулярного («государственного») общественного транспорта. Я решил поехать со знакомыми из Днепропетровска. До него добирался четыре часа рейсовым автобусом, оттуда – уютным «Спринтером» почти к самому стадиону. Уже на подъездах к Донецку поток автотранспорта стал сплошным, а вдоль обочин выстраивались местные жители, продающие атрибутику.
 
Стадион
 
Донецк удивил пробками и обилием новых зданий. Город строится и развивается, что, впрочем, неудивительно, учитывая политическую ситуацию. Правда, грязный воздух, захламленные дворы и улицы, необлагороженные промплощадки в нем все еще остались. 
Все подъезды к стадиону были перекрыты, так что, оставив транспорт на парковке, нам еще минут 15 пришлось топать пешком. Поначалу практика перекрывания прилегающих улиц во время матчей меня злила, но эффективность этих мероприятий – бесспорна: впервые в жизни я прошелся по проспекту Мира, незаполненному машинами. Нигде не было толчеи и давки, никаких скоплений людей. Благодаря этой практике подъезды и подходы к стадиону остаются свободными и там можно просто прогуляться, а для города-миллионника это невероятная роскошь.
Стадион я обошел по периметру трижды – по прилегающим улицам, вдоль заграждения и турникетов и вокруг трибун перед входами на сектор. Нигде нет никаких препятствий для свободного перемещения: сравните это с нашими стадионами во время любого футбола. Сама «Донбасс-Арена» – это не только стадион, но еще и огромная площадь вокруг него, превращенная в парк и зеленую зону. Вокруг небольшого озерца отдыхают и загорают жители и гости Донецка, на газоне играют в футбол дети и взрослые. На лавочках – мамы с детьми и пенсионеры. Почти идиллия.
Милиции было видно мало. Но она была: я лично видел несколько автобусов со спецназовцами, припаркованных в укромных местах у стадиона. Это и хорошо: иногда правоохранительные органы и спецслужбы одним своим грозным видом провоцируют беспорядки. В данном случае атмосферу праздника ничего подобного не портило. На этот матч съехалась уйма народу из самых разных уголков мира: рядом со мною билеты забирали двое молодых ребят с черными паспортами США, а на подходе к арене мне попозировали болельщики из Узбекистана.

Сектор
 
На «Донбасс-Арене» я бывал трижды: и всякий раз удивлялся, до чего разумно здесь все организовано. Трибуны разбиты на четыре условные цветовые зоны, везде указаны ярусы и сектора – заблудиться просто невозможно. Никто ничего не перекрывает для прохода/проезда вип-персон. И хотя для них сделали отдельный вход, но турникеты они преодолевали так же, как и обычные болельщики.
Уже за турникетами, непосредственно перед входом на стадион – обилие заведений фастфуда (гамбургер плюс Кола – 38 гривен), а также фан-шопов. Кому интересно, то шарфик сборной Англии или Украины – 150 гривен, разнообразные футболки с символикой Евро – от 200 до 300 гривен, мелкие сувениры – до 50 гривен. Не скажу, что очень дешево, но это и не заоблачные цены, которые существуют во многих фан-шопах наших клубов. Возможно, именно поэтому на самом стадионе трибуны были желтого цвета: все, кто хотел, купили себе футболки и шарфы и не парились по поводу цен.
Персонал на арене – крайне приветлив, вежлив и обходителен. Никакого хамства. Все или почти все знают английский, в чем я убедился лично, поскольку был одет в бело-зеленую тенниску, из-за чего меня путали с болельщиком сборной Ирландии. Провели, усадили, вежливо попросили показать вещи, предупредили, что курить нельзя и выходить за пределы трибун – тоже нельзя.
Болельщики стали заполнять чашу примерно за час до начала игры. Через два ряда от меня, в вип-ложе, сидел директор Шахтера Сергей Палкин и композитор Игорь Крутой, через десяток мест в моем же ряду – Дмитрий Гордон, вместе с болельщиками, без всякого пафоса, как это у нас в Украине принято. И президента с премьер-министром, кстати, тоже не объявляли, хоть он и махал всем ручкой из своей вип-ложи.
 
Матч
 
Думаю, Евро-2012 сделало для утверждения независимости Украины больше, чем все политики за последние 20 лет. Потому что «Донбасс-Арена» пела гимн хором. Пусть на трибунах были не только дончане, и пусть не все могли даже правильно прочесть слова, высвечиваемые на табло, но главное в этом случае искреннее желание – не так ли? Шумовая поддержка в течение всего матча у Украины была что надо! 
Не стушевались и англичане. Их приехало всего-то три-четыре сектора (видимо, остальные испугались расизма в Украине, о чем раструбили их СМИ). Но каждый был в футболке, с атрибутикой, и каждый голосом (а не фаерами) и песнями (а не нецензурщиной) поддерживал своих. Когда англичане пели – а после 75 минуты они это делали беспрестанно – они легко перекрикивали весь стадион. 
На матч пропустили их оркестр, кстати, чего не было на предыдущих играх, что тоже добавило яркости перфомансу гостей. Вероятно, это также помогло их сборной выстоять в Донецке и выйти из группы. Кстати, повтор незасчитанного гола в ворота Англии на табло так и не показали – видимо, такова инструкция УЕФА для того, чтобы не вызывать апелляций игроков к видео и агрессии со стороны болельщиков. 
Украинцы же после игры поаплодировали своим трибунам – и это был не просто акт вежливости, потому что поддерживали их здорово. За несколько минут Донбасс-Арена опустела, и сотни машин устремились во все концы страны, домой. 
Многие полтавчане, кстати, избрали такой же путь, как и я – через Днепропетровск, потому что в Днепре в салон автобуса погрузились невыспавшиеся болельщики в желтых футболках. Что еще раз подчеркнуло: с транспортными проблемами Евро Украина не справилась. Но эта ложка дегтя все же не испортила ощущения большого праздника, на котором побывали и мы.

Коментарі
Коментувати новини можуть лише авторизовані користувачі