Fast Food. Павел Тетерский.
WHITE WOLVES HOOLIGANS. Пятый.
Взлом массовой культуры. Неизвестный.
Год 2003. WHITE WOLVES Год работы-борьбы. Пятый.
Дружба народов. Павел Тетерский.
Тебя с детства растили на убой… Combat18.

Рок-н-ролл мёртв?

Дата : 22.09.2011
Автор : Dr.Grinders
Рок-н-ролл мёртв?**********
Не так давно умерли два человека, творчеством которых в определённый период моей жизни я активно интересовался. Концерты которых посещал. Это Егор Летов и Александр Непомнящий.
Выступление Летова в Харькове ничем особенным не запомнилось. Его концерты больше десятка лет давно проходили по одинаковому сценарию. Дежурное “здравствуйте, товарищи” или “рад приветствовать вас”, дежурное “спасибо, до свидания”. Список песен написан на листочке от руки. Список как правило не очень длинный. Звук отвратный, слов не разобрать. Но разбирать их и не нужно. В зале сотни летовских клонов, каждый из которых знает наизусть тексты всех песен. Это их своеобразный “Отче наш”. Никаких отклонений от сценария, никакого общения с публикой. Отыграли и ушли. Рабочий день окончен. Спасибо товарищам, что не поскупились купить билеты. Преимущественно за родительские деньги. Больше чем сам концерт запомнилось, как по его окончанию в компании знакомых футбольных фанатов участвовал в разгоне панков…
Выступление Непомнящего более свежо в памяти. Полтава, одна из библиотек. Стелажи с книгами, сдвинутые стулья, атмосфера квартирника. Непомнящий, не такой уж и молодой, каким представляется, когда слушаешь его песни в магнитофоне. В свитере - вечном атрибуте любого уважающего себя барда. Мне даже удалось задать ему несколько вопросов: про НБП, Лимонова и Дугина, Графа Хортицу.
Теперь вот летят качели всё так же, без постороннего усилия. Сами по себе. Но уже без этих двоих. А поэтами они были очень сильными. Этого у них не отнять. Столь сильными, как и великий поэт русского рока Александр Башлачёв. Концерты памяти которого я также посещал.

*******************
В отрочестве я был одержим рок-музыкой. Не так безвозвратно, как многие тусовщики, но всё же довольно серьёзно. Что в принципе немного странно, так как в последние годы прошлого столетия эта субкультура, очевидно, находилась в стадии стагнации, плавно перетекающей в агонию. Отечественные группы беспощадно эксплуатировали своё творческое наследие последних лет советской власти. Тот строй, который объединял в противостоянии себе всю неформальную молодёжь и так называемую творческую интеллигенцию, пал. Лишив рок-бунтарей единого стержня и источника вдохновения. Свободы, про которую так много и красиво пели, стало очень много. Никто не знал, что с ней делать. Иногда кто-то нет-нет да и выскажет мнение, что рок-музыка была одной из тех сил, которые способствовали падению тоталитарного режима. Слышать это просто смешно. Коэффициент полезного действия русского рока соизмерим с КПД механизма, образованного незабвенными Лебедем, Раком и Щукой. На что он хорошо способен, так это лишь на то, чтобы ломать судьбы людей, попадающих в сферу его влияния.
Но скажи мне кто эти слова тогда, я лишь бы презрительно ухмыльнулся. Среди витиеватых текстов песен и гитарных рифов, казалось, скрыты двери, за которыми находятся ответы на все извечные философские вопросы. Слушая старые альбомы на переписанных по десять раз кассетах, я чувствовал себя приближённым к высокой культуре, некоему тайному знанию, членом негласного огромного движения - психоделической добровольной армиии. Любой встречный с длинными волосами в футболке Sex Pistols или со значком анархии/пацифика на шее казался родным братом. Эх, юношеский идеализм… Иногда даже взгрустнётся оттого, что время это безвозвратно ушло. Что всего этого уже никогда в моей жизни не будет. Гоню прочь такие мысли.

Тусовки, сейшены, фестивали. “Оскольская Лира”, концерты в Харькове и Киеве, какой-то гиг под открытым небом в Миргороде. Полтава: легендарные Фонарь и Калифорния, кинотеатр “Алмаз”, ДК ПТК, “Стелс”, вышеупомянутая библиотека, актовые залы учебных заведений, клубы детско-юношеского творчества. Все эти воспоминания складываются сейчас в причудливую мозаику. Адепты рок-веры. Здоровый детина в балахоне “Cannibal Corpse” с безумным взглядом, лезущий ко всем обниматься, несмотря на то, что его стошнило прямо на собственную одежду. Некрасивая девушка в мужском туалете, настолько пьяная, что не в силах натянуть джинсы с трусами, кем-то заботливо приспущенные. Симпатичные нимфетки, лобызающие друг друга посреди зала. Blow-job на задних рядах. Незнакомка, чей парень пошёл сотоварищи пыхнуть травы, с которой всё началось с поцелуев, но отнюдь ими не ограничилось. Драки с гопниками. Возвращающие к реальности и обжигающие спину удары милицейских дубинок. Разбитый нос после встречи с парнями в спортивных штанах, которым не понравились мои длинные волосы. Квартиры людей, имевших неосторожность, пригласить нас в гости, и подвергавшиеся тотальному дестрою. Билась посуда, под потолком летали подушки, на новые обои обильно лился кетчуп.
Вся эта атмосфера отнюдь не производила впечатления высококультурной и способствующей познанию духовных истин. Какие-то истины, конечно, познавались, но они были настолько мерзкими, что лучше бы с ними не сталкиваться. Адепты новой веры были типичными человеческими отбросами. Не все, не спорю. Почти все.
Мне бы бежать от этих тусовщиков и тусовщиц как черту от ладана. Ан нет. Тянуло в эту трясину, в неформальный омут. От нормальной социальной жизни я отгородился высоким забором. Что интересно - добровольно.

*******************
Бывшие знакомые и нынешние одногруппники знакомились с противоположным полом, создавали семьи, становились отцами, занимались спортом, учили иностранные языки и языки программирования, получали права и покупали машины, делали робкие шаги в бизнесе. Я же в свободное от учёбы и концертов время сидел дома, читал Кастанеду и слушал ГО, “Зоопарк” и “Комитет Охраны Тепла”. Мысли о том, что моральное разложение новых знакомых не совсем гармонирует с их псевдо-элитарностью и псевдо-интеллектуальностью, меня тогда, разумеется, посещали. Но я их гнал от себя и трактовал как обывательское брюзжание. Как проявления в себе одномерного человека. В тусовке не было большего грехопадения, нежели усомниться в её, тусовке, образе мыслей и стиле жизни. Всё было чётко поделено на чёрное и белое, на своих и чужих. Любой, читавший книгу автора, о котором знали больше ста человек в городе, считался инфицированным вирусом массовой культуры. Другими словами - прокажённым. Кроме контркультуры ничего не принималось. Всё вышедшее из гаражей и подвалов считалось искренне-настоящим и единственно верным. Остальное приравнивалось к попсу. А что с ним нужно делать следовало из известной песни Летова.

Недавно встретил знакомую из той жизни.
— Инка послезавтра приезжает! - восторженно сообщила она.
Что за Инка я, напрягшись, ещё мог вспомнить, а откуда уж она приезжает мне было невдомёк.
— ???
— Как, ты не знаешь?! Они же с Игорем “Бегемотом” сразу после свадьбы уехали в Израиль, в Петах-Тикву. Три года почти прожили там.
— Ааа, ну передавай приветы…
Процент представителей угнетённого народа среди представителей рок-н-ролльной тусовки всегда был высоким. Я не антисемит, ни в коем случае. Тогда никто не обращал на это внимания. Сейчас как-то вспомнилось среди прочего.

***********
На трибьюте “Гражданской Обороны”, проходившем в арт-клубе “22″, я снова окунулся в атмосферу своей юности. То же обилие тусовщиков и тусовщиц, балахоны с Летовым, бисерные фенечки, тяжёлые ботинки, симпатичные девушки, люди в разных стадиях изменения сознания. Слэм. Зал, хором подпевающий вокалистам слова до боли знакомых “Всё идёт по плану”, “Деклассированным элементам” и пр. Чувство массового единения душ. Прекрасный вечер. Хорошо, если рок-музыка для тебя - это хобби, отдых, возможность дать волю чувствам. Хорошо, если утром следующего дня ты спокойно интегрируешься в социальную жизнь. Хорошо, если твой шеф даже не подозревает, где ты был и что творил всего лишь восемь часов назад. Плохо, если рок - это стиль жизни и образ мышления. Но некоторые выбирают и такой путь.

***********
Как-то будучи в Харькове проходил мимо кассы, где продают билеты на различные концерты и гастроли. Обратил внимание на то, что в течение 10 дней в город приезжают три мегазвезды так называемого русского рока: “Король и Шут”, Борис Гребенщиков и Земфира. Самый доступный КиШ, самая дорогая - Земфира. Сейчас дочь БГ фотографируется для “Плейбоя”, а сам он, наверное, и без тибетских монахов понимает, что время рок-н-ролльных героев прошло. А с ним уменьшилась и сумма, с которой готов расстаться обыватель, лишь бы воочию увидеть выступление кумиров нескольких поколений. Спрос-предложение, рыночные законы. Ничего не поделаешь, гламурные Потап&Настя Каменских и “Бутырка” с тюремной лирикой имеют цену на несколько порядков выше…

************
Коментарі
Коментувати новини можуть лише авторизовані користувачі